"Чертово городище" - кладезь мифов
"Чертово городище" - так называется место на высоком берегу Камы, где расположена отреставрированная каменная башня - символ Елабуги. Почемему же "Чертово городище"? На этот вопрос есть несколько любопытных легенд.
Логово Змея-оракула.
Во время одной из знаменитой академической экспедиции, Чертово городище исследовал русский путешественник Николай Петрович Рычков. В своей книге "Журнал, или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 гг." он поведал легенду о логове змея -оракула.
В ней говорилось, что раньше на месте Чертова городища стоял храм древних язычников. Согласно легенде, Чертово городище свое название получило от змея-оракула (или черта), который жил в языческом храме, стоявшем на высокой горе, на правом берегу Камы. Змей-оракул был известен на всю округу (а так же далеко за ее пределами) своими предсказаниями. Ответы оракула славились точностью и потому к оракулу со всех сторон шли те, кто желал узнать судьбу. В качестве платы за предсказания, змею приносились человеческие жертвы из пленненых врагов .
Перед тем, как Булгарское царство было разрушено, этот змей неожиданно куда-то исчез. И напрасно царь того народа спрашивал оракула о том, как спасти свой край и свой народ от тех, кто шел с севера. Ответа не было... Вскоре царь и его народ стали жертвой могущественного неприятеля.
Перекликается с легендой о змее и тот факт, что в Казани были специальные ворота - "Елбугины" - и выходили они на Алабугу. К этому периоду относится легенда о том, что ужасный змей украл красавицу-дочь у одного из елабужских баев и что храбрый джигит Чуранай спас ее...
Подводный камень (Бык).
Название Чертова городища известно с XVI века. Русский священник Иван Глазатый, 20лет находившийся в казанском плену, написал "Казанскую историю". В ней сообщается: "Бе не в коем улусе казанском мал градец пуст, на брезе высоци камы реки стоя, его же Русь именует бесовское градище... И то бе еще старых болгар мольбище жертвенное. Бес же ...плавающих рекою опроверзаше ладья и потопляше в реце".
По легенеде, в башне Чертова городища жили жрецы. У казанского профессора Эрдмана по поводу этой легенды читаем, что "...находился недалеко от <Чертова городища> и теперь еще известен под именем Быка <подводный камень>. Вода стремится к нему с противоположного берега с ужасною силою и суда <легко могут>сделаться жертвою волн.<...>жрецы, получив подарки от плывущих по реке Каме, отводили суда их и избавляли от погибели".
Действительно, такой подводный камень имел место в Каме у Елабуги, вплоть до начала судоходства по реке. Тогда для судоходности реки и избежания трагедий - камень был уничтожен.
Черт, собственной персоной.
К периоду покорения Казанского ханства относится одна из известнейших легенд, которую обязательно рассказывают туристам при посещении башни на Чертовом городище.
Понравилась черту поповская дочь. И захотел он на ней жениться. Попу не хотелось дочь отдавать за черта, и пошел он на хитрость. "Построй, черт, - сказал поп, - за одну ночь белокаменную церковь на берегу Камы". Черт с усердием принялся за работу, всю ночь трудился и когда уже почти все закончил, вдруг пропели петухи. Не успел он крышу да крест соорудить. Не исполнил черт воли попа, а значит, и не видать ему поповской дочери. А то, что построил черт, само собой с криком петухов рассыпалось. И по сей день берег Камы, что у подножия городища, усеян огромными камнями...
Отрубленная нога богатыря.
Писатель А.Н. Радищев 27 мая 1797 г., возвращаясь из Илимской ссылки, куда по воле императрицы Екатерины II был отправлен за свою книгу "Путешествие из Петербурга в Москву", посетил Елабугу. Когда баржа, на которой ехал Радищев, стояла у пристани, писатель заинтересовался башней, возвышающейся над Камой. Проводник помог Радищеву подняться на гору и поведал историю городища и легенду, дошедшую до наших дней в его книге.
Из дневника А.Н. Радищева: "... сие здание построено точно Диаволом, о чем в духовном правлении имеются записки, что замок сей как-то был действительно осаждаем неким богатырем, которому по приступе отрубили ногу, и оная доселе хранится на паперти церковной".
Хотя, скорее всего, эта легенда - уже вариация на тему предыдущей легенды о черте и попе, ведь дневник Радищева - единственный известный источник, где представлена легенда о богатыре и его отрубленной ноге.
Каждая легенда красива по своему, у каждой есть свои доказательства, но все же человек сам решает в которую из них верить (или не верить). Но когда туристы и прохожие задают вопрос о названии Чертова городища местным жителям и экскурсоводам - все, как один, начинают рассказывать им свои любимые легенды о кусочке мифической истории Елабуги.