ЕЛАБУГА - ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ...

Не могу насмотреться на елабужскую красоту. Ночь не спал - так она меня поразила! (Минтимер Шаймиев)

Каталог статей :: История города

Село Трёхсвятское - начало Елабуги

Документально, по архивным материалам история Елабуги прослеживается с середины XVI века, начиная с эпохи покорения Казанского царства Иваном Грозным. В это время на берегу реки Тоймы, в разрушенной крепости Алабуга был основан Троицкий мужской монастырь. Его первым настоятелем, по-видимому, был монах Костромского Богоявленского монастыря Иоанн Зеленый. Троицкий монастырь просуществовал до XVIII века. Рядом с монастырем образовалась слободка, впоследствии получившая название «Подмонастырка».

Вблизи городища находилось и село Трехсвятское, название которого местное предание связывает с иконой трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, по легенде подаренной Иваном Грозным.

Вид башни так называемого Чортова городища. Гравировал С.Кофтанников

«Судя по документам XVII столетия, дошедшим до нас, с. Трехсвятское было расположено на урочище, называемом Елабугой», — отмечает в своем историческом труде И. В. Шишкин. А известный путешественник академик Н. П. Рычков писал: «В XVII веке Трехсвятское было дворцовым, вотчиной царской семьи; село было укреплено рвом и деревянной стеной, а посреди жительства находилось другое укрепление, служащее замком-кремлем, где располагались соборная церковь, канцелярия и дом управителя. Устройство этой крепости таково: крепость была усилена башнями, у каждой башни внизу ворота с запорами, наверху помещения для стражи и чиновников. Снаружи верх украшался гербом царской России — двуглавым орлом. Башни носили названия дорог — Казанская, Сарапульская, затем Никольская, Луговая, Спасская. В стенах башни имелись бойницы для ружейного дула. В крепости — пушки, копья, ружья, и ее местоположение помогало отражать любое нападение или осаду. Словом, крепость считалась почти неприступною».

Село Трехсвятское было известно благодаря рыбной ловле и искусными ремесленниками. Здесь производили ткани домашней выработки, выделывали кожи, изготавливали кожаную и лыковую обувь, предметы быта из дерева, глины, бересты и железа.

Атаман Ермак Тимофеевич с дружиной по пути в Сибирь останавливался в Трехсвятском для пополнения своих припасов. Емельян Пугачев с двадцатитысячным войском, направляясь в Казань из Ижевска, расположился на Тойминских лугах. По местному преданию, навстречу самозванцу вышла процессия с чтимой иконой «Спаса нерукотворного». Взглянув на икону, самозванец в полном смятении вернулся в свой лагерь. Наутро душегуб невзвидел бела света — он ослеп. Неусыпное покаяние перед Господом позволило вернуть зрение. Однако Пугачев отступил от села, не причинив жителям никакого вреда.


Печать