Село Трёхсвятское - начало Елабуги
Документально, по архивным материалам история Елабуги прослеживается с середины XVI века, начиная с эпохи покорения Казанского царства Иваном Грозным. В это время на берегу реки Тоймы, в разрушенной крепости Алабуга был основан Троицкий мужской монастырь. Его первым настоятелем, по-видимому, был монах Костромского Богоявленского монастыря Иоанн Зеленый. Троицкий монастырь просуществовал до XVIII века. Рядом с монастырем образовалась слободка, впоследствии получившая название «Подмонастырка».
Вблизи городища находилось и село Трехсвятское, название которого местное предание связывает с иконой трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, по легенде подаренной Иваном Грозным.
«Судя по документам XVII столетия, дошедшим до нас, с. Трехсвятское было расположено на урочище, называемом Елабугой», — отмечает в своем историческом труде И. В. Шишкин. А известный путешественник академик Н. П. Рычков писал: «В XVII веке Трехсвятское было дворцовым, вотчиной царской семьи; село было укреплено рвом и деревянной стеной, а посреди жительства находилось другое укрепление, служащее замком-кремлем, где располагались соборная церковь, канцелярия и дом управителя. Устройство этой крепости таково: крепость была усилена башнями, у каждой башни внизу ворота с запорами, наверху помещения для стражи и чиновников. Снаружи верх украшался гербом царской России — двуглавым орлом. Башни носили названия дорог — Казанская, Сарапульская, затем Никольская, Луговая, Спасская. В стенах башни имелись бойницы для ружейного дула. В крепости — пушки, копья, ружья, и ее местоположение помогало отражать любое нападение или осаду. Словом, крепость считалась почти неприступною».
Село Трехсвятское было известно благодаря рыбной ловле и искусными ремесленниками. Здесь производили ткани домашней выработки, выделывали кожи, изготавливали кожаную и лыковую обувь, предметы быта из дерева, глины, бересты и железа.
Атаман Ермак Тимофеевич с дружиной по пути в Сибирь останавливался в Трехсвятском для пополнения своих припасов. Емельян Пугачев с двадцатитысячным войском, направляясь в Казань из Ижевска, расположился на Тойминских лугах. По местному преданию, навстречу самозванцу вышла процессия с чтимой иконой «Спаса нерукотворного». Взглянув на икону, самозванец в полном смятении вернулся в свой лагерь. Наутро душегуб невзвидел бела света — он ослеп. Неусыпное покаяние перед Господом позволило вернуть зрение. Однако Пугачев отступил от села, не причинив жителям никакого вреда.